Определить окончательную стоимость компании

11 декабря 2016 by Bernard Jahrmann

В следующем году я уезжаю из Швейцарии. Предварительно я собираюсь продать свой бизнес и поэтому активно ищу покупателя. Как я могу оценить стоимость моего бизнеса?

Продажа предприятия – одна из причин, которая может привести к необходимости его оценки.

Другие ситуации также могут потребовать оценки, такие как распределение недвижимости, выход или вступление в дело партнера, надобность финансирования и др.

Что касается предприятий, котирующихся на фондовых биржах, мы можем здраво основываться на меновых стоимостях рынка, представляющих цену, в которую оценивается предприятие. Последняя в то же время может колебаться как в большую, так и в меньшую сторону во время купли/продажи большей или меньшей части предприятия, стратегической операции и т. п.

Эта задача, однако, может оказаться сложнее при отсутствии такого рынка. В таком случае стоимость бизнеса вероятнее всего будет определена экспертом. В большинстве случаев им будет объявлено доверенное лицо, пусть даже покупателя.

Эксперт должен будет изначально изучить само предприятие, чтобы понять его деятельность, рынок, на котором оно функционирует, длительность его работы и т.д. Далее (уже быстрее, если речь идет о представителе заказчика) он приступит к анализу финансового прошлого данного бизнеса, как правило исходя из счетов за последние три или даже пять лет. Затем потребуется отделить фактические результаты деятельности предприятия от результатов, не связанных с деятельностью (недвижимость, долговые обязательства и др.) и получить представление необязательных расходов, таких как льготы, согласованные с владельцем предприятия (а именно транспортные средства предприятия и другие бонусы).

Наконец, особенно важно оценить дальнейшие перспективы развития этого бизнеса, так как покупателя интересует именно способность предприятия приносить прибыль в будущем. Немаловажно для нашего читателя предоставить в распоряжение эксперту обоснованные должным образом бюджеты. Финансовая и экономическая среда так же, как и сфера деятельности бизнеса, помогут в фиксировании ставки капитализации будущих результатов.

В итоге, эксперт выбирает наиболее подходящий метод оценки бизнеса.

Можно, конечно, предположить, что оценок предприятия будет столько же, сколько и экспертов. Но в конечном итоге, определенная экспертом стоимость послужит только фундаментом для переговоров. Только тогда, когда участники согласятся с экспертом (соглашение с акционерами или наследниками, например), оцененная стоимость будет согласована, однако она все еще может отличаться от реальной стоимости…

Лозанна, 20.06.2011
Бернард Джарманн
Дипломированный бухгалтер-эксперт
Drys Fiduciaire SA, Lausanne

n/a